Предпрофильная подготовка
учащихся выпускных классов основной средней школы: результаты первого
года эксперимента.
Сущность и назначение предпрофильной подготовки. Концепция ПО отмечает, что "реализация идеи
профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной
школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного
самоопределения в отношении профилирующего направления собственной
деятельности". Действительно, если ключевой идеей ПО является
идея существенного роста возможностей выбора, очевидно, что ученик
должен быть подготовлен к такому выбору.
Предпрофильная подготовка - это система пед., псих.-пед., информационной
и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся
старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих
направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной
деятельности.
Переход на профильное обучение в старшей школе является серьезным
изменением в системе общего образования в целом. Реальность и значимость
этих изменений уже сейчас осознается школьниками и их родителями
довольно быстро. Соответственно, особую важность приобретают задачи
ППП 9-ков - как комплексной подготовки к жизненно важному выбору.
Багдаринская средняя общеобразовательная школа начала эксперимент
по ППП в прошлом 2003-2004 г. Экспериментальная работа началась
с социологического опроса образовательных запросов, потребностей
и интересов учащихся и их родителей. 82% старшеклассников считают,
что необходимо углубленное изучение предметов, 95% хотели бы приобрести
начальную профессиональную подготовку, учась в школе, 31% хотели
бы учиться в классе гуманитарного профиля, 31% в физико-математическом,
23% в социально-экономическом и т.д. Методической службой школы
была разработана программа развития на период до 2007г., согласно
которой приоритетным направлением является развитие и совершенствование
модели школы как школы профильной.
Базовый объем ППП определен примерно в 100 часов (по 3 часа в неделю
на 35 недель в год). Из имеющихся 100 часов большая часть (2/3 или
2 часа в неделю) отводится на курсы по выбору. 1/3 объема ППП (35
часов в год) отводится на информационную работу и на профильную
ориентацию. В учебном плане школы выделено 15 часов на ППП для трех
9-х классов. Учителями
школы было разработано и предложено детям 41 курс по выбору.
Из них 25 предметно-ориентированных и 13 ориентационных. Кроме того,
учащимся предложены 3 курса, помогающие лучше узнать себя, обрести
уверенность в своих силах, определить будущий профиль в соответствии
со своими склонностями и способностями. Необходимо отметить, что
введение э/к осуществляется не только силами учителей нашей школы,
но и с привлечением специалистов Дома творчества - ими проведено
4 э/к. В качестве учебной литературы используются учебные пособия
для факультативных занятий, кружковой работы, справочные издания.
Некоторые учителя создают собственные варианты э/к. Так, например,
э/к по истории Баунта (ШвецовК.Л.), по географии Баунта (Штыкин
Е.А), в стадии разработки э/к "Животный и растительный мир
Баунта" (Быкова Т.В.).
В этом году э/к проходят апробацию. Хотя год еще не закончился ,
уже сейчас можно сказать, что одна школа не в состоянии удовлетворить
все запросы учащихся, разброс которых достаточно велик. Так, например,
мальчики хотели бы больше э/к, связанных с техникой; не был предложен
ни один курс по русскому языку, химии. По техническим причинам не
все желающие смогли посетить курсы по информатике, востребованность
которых очень высока. Поскольку курсы краткосрочные, рассчитаны
на 8-10 часов, в МО необходимо рассматривать возможность замены
отсутствующего по каким-либо причинам учителя, ведущего э/к. В противном
случае, цели э/к могут быть не достигнуты.
Так как в районе еще не создана МОС, то информационная работа велась
в формате только нашей школы. Было проведено 4 родительских собраний
по ознакомлению с целями, задачами , этапами введения ППП и ПО,
классные часы с учащимися 8 классов, написана статья в местную газету,
издан буклет, содержащий информацию об э/к, готовится стенд о различных
учебных заведениях страны. При создании МОС родители и учащиеся
должны быть ознакомлены с образовательной картой.
Профильная ориентация (консультирование) осуществляется, в первую
очередь, психологом и классными руководителями. Это целенаправленная
работа по освоению уч-ся механизма принятия решения, выявлению своих
возможностей, т.е профориентационная работа. Школьный психолог Овчинникова
О.С. составила программу по психологическому консультированию уч-ся,
Пестерева Л.В. программу "Выбор профессии и самопознание",
Артемьева И.Н. "Ключ к успеху" по развитию лидерских качеств.
Кл.рук. 9в Постновой Т.В. разработано метод. пособие по проведению
род. собрания "Риски и страхи старшекл. при выборе профиля
обучения", кл.рук 9а Литвиненко подготовлена и проведена активизирующая
игра "Или-или" по определению будущей сферы деятельности,
кл. рук. 9б Тульневой разработана программа кл. часов по профориентации.
Одним из важных направлений эксперимента является разработка и апробация
новой системы итоговой аттестации выпускников 9-х классов. Уч-ся
сдают 2 обязательных экзамена и 2 по выбору по предметам будущего
профильного класса. При зачислении в профильный класс будет учитываться
портфолио - портфель инд. достижений уч-ся. Из 3 видов портфолио
рабочая группа предложила создать смешанный, т.е. содержащий и документы,
и творческие работы, и отзывы. По каждому виду представленных работ
разработана балльная система оценки.
Процессу введения ППО и ПО предшествовала большая работа с педкадрами.
Уровень сопротивления учителей введению ПО был достаточно высок:
70% на первом педсовете отнеслись отрицательно к самой идее ПО.
По результатам последнего анкетирования 95% учителей к ПО относятся
положительно. Были проведены теоретические семинары "ПРОектирование
пед. системы ППП", "Технология разработки рабочей программы
курсов по выбору", "Методы и формы учебной деятельности
в ходе реализации курсов по выбору", "Организация профильного
обучения на старшей ступени", педсовет "Организация ППО
и ПО". Кроме того, 4 учителей школы прошли курсы по ПО и получили
сертификат "Учитель ПШ", еще 4 учителей прослушали первую
сессию этих курсов, в этом году планируют обучение еще 6 учителей.
Нормативное обеспечение эксперимента. Школой разработаны следующие
документы, регламентирующие работу по ППО:
1) положение
о ПК
2) положение
о порядке комплектования профильных классов
3) требования
к программам э/к
4) положение о ППП
учащихся 9-х классов и др.
На муниципальном уровне необходимо решение совета руководителей
о введении эксперимента, постановление главы администрации о введении
эксп., распоряжение главы администрации с решением вопросов финансового
обеспечения эксп. деятельности.
Вопросов в организации Пп и ПО очень много, а
с организацией МОС их станет еще больше. Это в первую очередь, финансовые
механизмы системы ППП, учебно-методическое обеспечение ППО и ПО
(с этим мы уже столкнулись), поощрение учителей, работающих в системе
ППП, материальное обеспечение курсов по выбору и э/к на старшей
ступени. Уровень ППП намного был бы выше, если бы мы могли привлекать
к проведению э/курсов преподавателей вузов, но не все родители платежеспособны,
т.к курсы платные. С введением МОС возможен отток учащихся из одной
школы в другую, а это проблемы психологического характера, оплаты
и др.
Россия, респ. Бурятия, Баунтовский
р-н, п. Багдарин