Главная страница
История школы
Направления работы
Новости
Профильное обучение
Профориентация
Учительская
Родителям
Ученикам
Творческая мастерская
Выпускники
Фотогалерея
Каталог ссылок
Гостевая книга
Наши достижения
Карта сайта
 
концепция предпрофильная подготовка профильные классы
 

 


Курсы по выбору

Дистанционные курсы

Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной средней школы: результаты первого года эксперимента.


Сущность и назначение предпрофильной подготовки.
Концепция ПО отмечает, что "реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности". Действительно, если ключевой идеей ПО является идея существенного роста возможностей выбора, очевидно, что ученик должен быть подготовлен к такому выбору.
Предпрофильная подготовка - это система пед., псих.-пед., информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности.
Переход на профильное обучение в старшей школе является серьезным изменением в системе общего образования в целом. Реальность и значимость этих изменений уже сейчас осознается школьниками и их родителями довольно быстро. Соответственно, особую важность приобретают задачи ППП 9-ков - как комплексной подготовки к жизненно важному выбору.
Багдаринская средняя общеобразовательная школа начала эксперимент по ППП в прошлом 2003-2004 г. Экспериментальная работа началась с социологического опроса образовательных запросов, потребностей и интересов учащихся и их родителей. 82% старшеклассников считают, что необходимо углубленное изучение предметов, 95% хотели бы приобрести начальную профессиональную подготовку, учась в школе, 31% хотели бы учиться в классе гуманитарного профиля, 31% в физико-математическом, 23% в социально-экономическом и т.д. Методической службой школы была разработана программа развития на период до 2007г., согласно которой приоритетным направлением является развитие и совершенствование модели школы как школы профильной.
Базовый объем ППП определен примерно в 100 часов (по 3 часа в неделю на 35 недель в год). Из имеющихся 100 часов большая часть (2/3 или 2 часа в неделю) отводится на курсы по выбору. 1/3 объема ППП (35 часов в год) отводится на информационную работу и на профильную ориентацию. В учебном плане школы выделено 15 часов на ППП для трех 9-х классов.
Учителями школы было разработано и предложено детям 41 курс по выбору. Из них 25 предметно-ориентированных и 13 ориентационных. Кроме того, учащимся предложены 3 курса, помогающие лучше узнать себя, обрести уверенность в своих силах, определить будущий профиль в соответствии со своими склонностями и способностями. Необходимо отметить, что введение э/к осуществляется не только силами учителей нашей школы, но и с привлечением специалистов Дома творчества - ими проведено 4 э/к. В качестве учебной литературы используются учебные пособия для факультативных занятий, кружковой работы, справочные издания. Некоторые учителя создают собственные варианты э/к. Так, например, э/к по истории Баунта (ШвецовК.Л.), по географии Баунта (Штыкин Е.А), в стадии разработки э/к "Животный и растительный мир Баунта" (Быкова Т.В.).
В этом году э/к проходят апробацию. Хотя год еще не закончился , уже сейчас можно сказать, что одна школа не в состоянии удовлетворить все запросы учащихся, разброс которых достаточно велик. Так, например, мальчики хотели бы больше э/к, связанных с техникой; не был предложен ни один курс по русскому языку, химии. По техническим причинам не все желающие смогли посетить курсы по информатике, востребованность которых очень высока. Поскольку курсы краткосрочные, рассчитаны на 8-10 часов, в МО необходимо рассматривать возможность замены отсутствующего по каким-либо причинам учителя, ведущего э/к. В противном случае, цели э/к могут быть не достигнуты.
Так как в районе еще не создана МОС, то информационная работа велась в формате только нашей школы. Было проведено 4 родительских собраний по ознакомлению с целями, задачами , этапами введения ППП и ПО, классные часы с учащимися 8 классов, написана статья в местную газету, издан буклет, содержащий информацию об э/к, готовится стенд о различных учебных заведениях страны. При создании МОС родители и учащиеся должны быть ознакомлены с образовательной картой.
Профильная ориентация (консультирование) осуществляется, в первую очередь, психологом и классными руководителями. Это целенаправленная работа по освоению уч-ся механизма принятия решения, выявлению своих возможностей, т.е профориентационная работа. Школьный психолог Овчинникова О.С. составила программу по психологическому консультированию уч-ся, Пестерева Л.В. программу "Выбор профессии и самопознание", Артемьева И.Н. "Ключ к успеху" по развитию лидерских качеств. Кл.рук. 9в Постновой Т.В. разработано метод. пособие по проведению род. собрания "Риски и страхи старшекл. при выборе профиля обучения", кл.рук 9а Литвиненко подготовлена и проведена активизирующая игра "Или-или" по определению будущей сферы деятельности, кл. рук. 9б Тульневой разработана программа кл. часов по профориентации.
Одним из важных направлений эксперимента является разработка и апробация новой системы итоговой аттестации выпускников 9-х классов. Уч-ся сдают 2 обязательных экзамена и 2 по выбору по предметам будущего профильного класса. При зачислении в профильный класс будет учитываться портфолио - портфель инд. достижений уч-ся. Из 3 видов портфолио рабочая группа предложила создать смешанный, т.е. содержащий и документы, и творческие работы, и отзывы. По каждому виду представленных работ разработана балльная система оценки.
Процессу введения ППО и ПО предшествовала большая работа с педкадрами. Уровень сопротивления учителей введению ПО был достаточно высок: 70% на первом педсовете отнеслись отрицательно к самой идее ПО. По результатам последнего анкетирования 95% учителей к ПО относятся положительно. Были проведены теоретические семинары "ПРОектирование пед. системы ППП", "Технология разработки рабочей программы курсов по выбору", "Методы и формы учебной деятельности в ходе реализации курсов по выбору", "Организация профильного обучения на старшей ступени", педсовет "Организация ППО и ПО". Кроме того, 4 учителей школы прошли курсы по ПО и получили сертификат "Учитель ПШ", еще 4 учителей прослушали первую сессию этих курсов, в этом году планируют обучение еще 6 учителей.
Нормативное обеспечение эксперимента. Школой разработаны следующие документы, регламентирующие работу по ППО:
1) положение о ПК
2) положение о порядке комплектования профильных классов
3) требования к программам э/к
4) положение о ППП учащихся 9-х классов и др.
На муниципальном уровне необходимо решение совета руководителей о введении эксперимента, постановление главы администрации о введении эксп., распоряжение главы администрации с решением вопросов финансового обеспечения эксп. деятельности.

Вопросов в организации Пп и ПО очень много, а с организацией МОС их станет еще больше. Это в первую очередь, финансовые механизмы системы ППП, учебно-методическое обеспечение ППО и ПО (с этим мы уже столкнулись), поощрение учителей, работающих в системе ППП, материальное обеспечение курсов по выбору и э/к на старшей ступени. Уровень ППП намного был бы выше, если бы мы могли привлекать к проведению э/курсов преподавателей вузов, но не все родители платежеспособны, т.к курсы платные. С введением МОС возможен отток учащихся из одной школы в другую, а это проблемы психологического характера, оплаты и др.



















 

 

 

 




почта

Гидрометцентр России

Россия, респ. Бурятия, Баунтовский р-н, п. Багдарин
Hosted by uCoz